Войти



ПРЕДСТАВЛЕНА НОВАЯ СХЕМА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ

После принятия соответствующего конституционного закона рассмотрение дел различными судебными инстанциями в рамках одного и того же субъекта РФ, и тем более в рамках одного и того же суда, станет невозможным.

Сегодня Пленум ВС РФ постановил внести в Госдуму проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».

В пояснительной записке  к законопроекту подчеркивается, что необходимость создания структурно обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции обусловлена высокими стандартами независимости судей и объективностью при отправлении правосудия.

Так, на данный момент судьи верховных судов республик, краевых, областных и приравненных к ним судов наделены полномочиями по рассмотрению одних и тех же дел как в апелляционном, так и в кассационном порядке. Кроме того, в некоторых случаях указанные суды рассматривают дела и в первой, и в апелляционной инстанции.

Однако принципы независимости судей и объективности при осуществлении правосудия предполагают недопустимость совмещения функций рассмотрения дел различными судебными инстанциями в рамках одного и того же субъекта РФ, и тем более в рамках одного и того же суда.

Авторы документа считают, что создание структурно обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, не связанных рамками территориального деления субъектов РФ, приведет к решению сложившейся проблемы и эффективной реализации основополагающих принципов правосудия. Также предполагается, что это позволит снизить судебную нагрузку путем распределения между вновь создаваемыми судами того массива дел, который в настоящее время сконцентрирован исключительно в областных и равных им судах, указывают авторы законопроекта.

Согласно документу, кассационный суд общей юрисдикции будет действовать в пределах территории соответствующего судебного округа и в соответствии с установленной подсудностью будет рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществлять иные полномочия. Предусмотрено создание в Российской Федерации девяти таких судов.

Принципиальным отличием предлагаемого в соответствии с законопроектом варианта построения судебной системы от действующего в настоящее время станет четкое разделение функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке между двумя самостоятельными звеньями судебной системы.

К компетенции судебных коллегий областных и равных им судов предлагается отнести только рассмотрение дел в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам с исключением полномочий по рассмотрению в качестве суда апелляционной инстанции дел по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения областного и равного ему суда, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции.

Из компетенции президиумов областных и равных им судов исключаются процессуальные полномочия, связанные с  рассмотрением дел по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения областного и равного ему суда, а также дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Функции президиума областного и равного ему суда общей юрисдикции с принятием законопроекта будут ограничиваться принятием решений по организационным вопросам в пределах ведения соответствующего суда. Таким образом, областные и равные им суды в качестве судов второй инстанции становятся судами апелляционной инстанции.

Полномочия по рассмотрению всех дел, которые ранее рассматривались в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда, передаются в исключительную компетенцию кассационных судов общей юрисдикции, которые станут единой кассационной инстанцией, как в отношении судебных актов мировых судей, так и в отношении судебных актов, вынесенных районными судами и гарнизонными военными судами.

Кроме того, в соответствии с предлагаемой законопроектом схемой инстанционности судебной системы оспаривание решений мировых судей в судебных коллегиях ВС РФ будет возможно только в том случае, если в результате обжалования указанных судебных постановлений в кассационном порядке в кассационный суд общей юрисдикции им будет вынесено постановление и только при наличии существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела.

Так, апелляционным судам общей юрисдикции будет передана часть функций по рассмотрению дел в апелляционном порядке судов областного звена и часть функций ВС РФ. В результате такого изменения компетенции судебных инстанций, с одной стороны, будет исключена ситуация, при которой проверка вынесенного судебного акта осуществляется в том же суде, которым дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции. С другой стороны, из ведения ВС РФ будет исключено рассмотрение дел по жалобам (представлениям) на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов.

Также в соответствии с законопроектом апелляционный суд общей юрисдикции является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего судебного округа. Предусмотрено создание в Российской Федерации пяти апелляционных судов общей юрисдикции.

Определено, что судебные коллегии апелляционного суда общей юрисдикции рассматривают: дела по апелляционным жалобам и частным жалобам, представлениям на не вступившие в законную силу решения судов; дела по апелляционным жалобам, представлениям на промежуточное решение судов; дела по апелляционным жалобам, представлениям на решения Московского городского суда по гражданским делам, которые связаны с защитой авторских и (или) смежных прав.

Принятие настоящего федерального конституционного закона  потребует внесения изменений в УПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, КоАП РФ, Закон о статусе судей в Российской Федерации, а также федеральные законы об органах судейского сообщества в Российской Федерации, о дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ, о Судебном департаменте при ВС РФ.

Эксперты «АГ» уже проанализировали предлагаемые Верховным Судом РФ изменения в законодательство, с их мнениями по этому поводу можно ознакомиться здесь.

Олег Баранов

Зеленый проспект, д. 3/10,с.15
+7 495 234-39-91
mka@advocatmoscow.ru
График работы:
ПН-ЧТ с 10.00 до 18.00
Пятница с 10.00 до 17.00
  • Реквизиты

    Банковские реквизиты

    ПАО «Сбербанк России» г. Москва
    Московский банк Сбербанка России г.Москвы
    Р/с 40703810238120101712
    БИК 044525225
    К/с 30101810400000000225
    ОГРН 1057746500360
    ИНН 7718542330
    КПП 771801001
    ОКПО 76462832
    ОКОГУ 49013
    ОКФС 16
    ОКВЭД 74.11
    ОКАТО 45263594000
    ОКОПФ 89