Приказ Министерства юстиции РФ № 151 от 23 августа 2017 г. «О пропускном режиме на объектах (территориях) Министерства юстиции Российской Федерации» (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201709050031) принят в связи с отменой Минюстом России ранее действовавшего Приказа от 26 декабря 2007 г. № 253 «Об утверждении Инструкции о пропускном режиме на территориях административных зданий Министерства юстиции Российской Федерации и подведомственных федеральных служб».
Напомним, что отмена Приказа № 253 послужила поводом для прекращения Верховным Судом РФ дела по административному иску адвоката Фёдора Трусова к Министерству (см. «АГ» № 16 (249) за 2017 г.). Истец добивался отмены этого приказа и утвержденной им инструкции, в соответствии с которой адвокатское удостоверение, в отличие от прокурорского, не значилось в качестве документа, позволяющего входить в здания подведомственных Минюсту служб. Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков, комментируя новый приказ, отметил, что данный документ мало что меняет касательно доступа адвоката на объекты Минюста по адвокатскому удостоверению.
«Определенные надежды, что данный вопрос будет решен по существу в пользу легитимности адвокатского удостоверения, были в тот момент, когда представители Минюста России ходатайствовали о прекращении производства по административному иску о признании недействующим Приказа Минюста России № 253, – пояснил он. – К сожалению, новая инструкция о пропускном режиме также не предоставляет возможности адвокату пройти на объекты Минюста по предъявлении удостоверения: адвокаты не включены в перечень лиц, имеющих такое право. Более того, адвокатского удостоверения нет и в Перечне документов, предъявляемых лицами при посещении объектов Минюста России. Это означает, что и временный, разовый или электронный пропуск по адвокатскому удостоверению также не выдадут».
Поскольку адвокатское удостоверение выдается самим Министерством, его позицию трудно назвать логичной. Кроме того, как пояснил исполнительный вице-президент ФПА РФ, лицо, обладающее статусом адвоката, при исполнении своих профессиональных обязанностей проходит на объекты Минюста России именно как адвокат, а не как просто гражданин. «Пункт 3 ст. 15 Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” устанавливает, что единственным документом, подтверждающим статус адвоката, является адвокатское удостоверение. Таким образом, выраженная в обновленной инструкции позиция Минюста России в этой части не только выглядит нелогичной, но и нарушает федеральное законодательство», – заключил Андрей Сучков.